По заданию компании, мне нужно было отправиться в рейс за рулем нового Mercedes-Benz Actros из Германии в Казахстан. Мало кому из пишущей братии удавалось столь тесно познакомиться с новой машиной на практике. В свете того, что ходят муссированные слухи о скором старте продаж четвертого поколения в России, это было заманчивое предложение….
Actros IV. Самый долгий тест-драйв
Открою небольшой секрет, надеюсь после этого признания DALNOBOI.ORG не попадет в черный список изданий. Большинство современных премьер грузовой техники сводятся к пышному показу и долгим терзаниям публики в стиле, – у моей девочки есть два недостатка: она самая красивая и самая скромная. По мотивам таких поездок можно снять замечательный клип или отснять массу фотографий в стиле светской хроники.
Практическому знакомству с машиной, на премьере отводится малая толика. Весь прок, от которой можно свести к прочтению рекламной брошюры. Журналисту нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать после этого собственный, независимый обзор. От поездки в соседнюю автоколонну, использующую предыдущую модель можно вынести куда больше пользы, чем от подобного тест-драйва.
Именно поэтому, предложение Schmitz Cargobull стало как подарок судьбы. По заданию компании, мне нужно было отправиться в рейс за рулем нового Mercedes-Benz Actros из Германии в Казахстан. Мало кому из пишущей братии удавалось столь тесно познакомиться с новой машиной на практике. В свете того, что ходят муссированные слухи о скором старте продаж четвертого поколения в России, это было заманчивое предложение.
Искать недостатки в любой машине занятие неблагодарное. Искать недостатки в Мерседесе неблагодарно вдвойне. В рейсе через пять стран мне практически удалось вжиться в роль настоящего дальнобойщика. Неоднократные ночёвки в машине, заправки, а также контроль над состоянием сцепки. В общем, все те мелочи, из которых и складываются ежедневные водительские будни.
Поскольку это был настоящий рейс, а не тест-драйв для прессы, мы двигались в обыкновенном режиме, соблюдая нормы РТО. Движение происходило в четыре руки. Самый большой вариант кабины GigaSpace, позволил нам с напарником без проблем расположить собственные вещи и не чувствовать себя хоть сколько-нибудь стеснёнными. Мне показалось, чтобы заполнить свободные ниши и шкафчики всей кабины нужно сильно постараться.
Четвёртый Actros имеет пять вариантов кабин. За наш простор, комфорт и ровный пол приходилось расплачиваться четырьмя ступеньками. Уровень пола практически располагается на уровне глаз стоящего на земле. А поскольку в мои обязанности входило снимать всё происходящее в рейсе, попрыгать туда-сюда пришлось изрядно.
Не знаю, насколько мои претензии будут серьёзными, но был один неудобный момент, который напрягал меня на всём протяжении. Как младшему в этом рейсе мне досталась верхняя полка. Напомню, что высота нашей кабины от пола до потолка составляла 2 метра 13 сантиметров. Чудеса, да и только! Не всякий дальнобойщик достанет до потолка собственной кабины.
Самым сложным упражнением для меня, было ежедневно забираться на верхний спальник. Даже импровизированная ступенька на торпедо не спасала от произвольных гимнастических упражнений. Возможно, отсутствие лестницы это просто особенность данной комплектации. Но если это не так, то водителям с пивным животом, по пути наверх придётся туго.
Но даже здесь Мерседес остается верным себе, истинным немцем и педантом. Маленькая деталь, за которую машине прощаешь всё. Не знаю насколько можно разглядеть эту деталь на фото, но вы не ошиблись, да-да – это уровень. Независимо от того как стоит ваш тягач на стоянке, кровать можно всегда отрегулировать по углу наклона.
Ранее я слышал много нареканий от водителей на тесные спальники Мерседеса, теперь это в прошлом. Причём, тут нет полумер с этими идиотскими вырезами за сиденьями. Спальные полки имеют одинаково широкий размер по всей длине.
В транспортном положении, оба спальника можно сложить к задней стенке. Вот тогда кабина наполняется простором. Сиденье пассажира сдвигается далеко назад, а столик на передней панели дополнит абсолютный уют и несравнимый комфорт. Признаюсь, что в этом рейсе нам не удалось испытать на себе все прелести кабины. Поскольку была строгая установка от работодателя – в кабине не готовить.
Из-за отсутствия личной электронной карты мне так и не удалось проехать за рулём по дорогам Германии и Польши. Больше смотрел по сторонам, наблюдая смену государственных границ. Резкий контраст замечаешь на границе Польши и Германии. Появляется больше рекламы на дорогах, сами автобаны мельчают, а на восток за Варшавой и вовсе пропадают.
По обочинам начинают появляться кресты импровизированных погостов. У европейца первый раз следующего на восток может сложиться обманчивое впечатление, что хуже уже быть не может. Но мы-то с вами знаем истинное положение дел.
До польской границы моим напарником был Вольфганг Вернер. Он работает коммерческим директором в австрийской компании Vega, и в то же время не упускает возможности лично проехать по маршрутам, которым следуют грузовики его компании. Сложно описать реакцию напарника на очередь грузовиков на польско-белорусской границе. Мы потеряли полтора дня, но со слов водителей это далеко не предел.
Первым вопросом к Вольфгангу был вопрос по топливу. Меня переполняло любопытство, как отразится на здоровье Евро 6-го мотора отечественная солярка. На что был дан исчерпывающий ответ, – перед рейсом проводились консультации с представителями Mercedes-Benz, ответ был утвердительным. Разовые заправки не влекут, каких либо ограничений по гарантии, ехать можно.
На всём пути от Москвы до Астаны я насчитал больше десятка Актросов последнего поколения. Большинство из них были на немецких номерах. И если учесть, что грузовик, заезжающий на восток далее Нижнего Новгорода, так или иначе, заправляется нашим топливом. То выводы напрашиваются однозначные, не так страшен чёрт, как его малюют. Другое дело, что с последствиями скорей всего столкнется следующий владелец машины, но как говорят, – проблемы индейцев никогда не волнуют шерифа.
Синий Актрос был не первой свежести. В документах стояла отметка 2012 года выпуска, а цифры на одометре перевалили за 250 тыс. километров. Но, судя по общему состоянию и чистоте в кабине, у машины есть единственный «хозяин». Из особенностей тягача можно добавить регулируемое по высоте седло и низкопрофильную резину, размером 355×50 R22,5.
Когда при заезде на стоянку я повредил колесо, то с ужасом узнал, что резины подобного размера нет в радиусе ближайшей тысячи километров. Оставалась одна надежда на шиномонтаж, и она позже оправдалась.
Возникли трудности и с установкой домкрата под легковой клиренс передней балки. Нужно было либо копать, либо строить. Склонились к постройке искусственного бордюра. Глупо конечно решать проблемы, возникающие на ровном месте.
Когда я вконец освоился с управлением, мне пришлось столкнуться еще с одним непонятным для себя моментом. Моторный тормоз периодически подклинивал и не желал отключаться. Когда машине уже требовался разгон, он упорно продолжал осаживать автопоезд. Двух, трёх секундного запоздания хватало, чтобы не войти сходу на следующий подъем. Знаете, такие косогоры, часто встречаются в Чувашии. Не думаю, что это системная ошибка. Спишу её на значительный пробег и подходящий срок обращения на сервис.
Была и еще одна не сильно приятная для меня новость. Наш тягач был оснащен системой спутникового наблюдения. После пересечения русской границы, «большой брат» позвонил с докладом. И сообщил, что наша скорость, мягко говоря, не соответствует принятым нормам компании. Потребовал осадить коней и пожелал удачи. Возможно, для водителей, работающих на международных перевозках это далеко не новость, я же испытал культурный шок.
Много слышал разговоров о том, что Евро 6-ой мотор Мерседеса задушен. Как показала практика, все они не соответствуют действительности. Затяжные подъёмы Татарстана и Уральский хребет Актрос взял на-отлично. Не могу сказать, что машина была загружена под завязку. Но все-таки 16 тонн вполне достаточно, чтоб почувствовать характер 450 сильного двигателя.
Каюсь, кабину за 5000 километров от Альтенберге до Астаны, поднять так и не удалось. Двигатель не фотографировал, клапана не регулировал J. Не ошибусь, если предположу, что не поднимали её до конца этого рейса. Иначе просто не может быть.
Современный водитель – это уже далеко не тот шофер в промасленных крагах, способный разобрать машину в поле до последнего винтика. В его руках находится дорогой инструмент для извлечения прибыли. Электроника сгладит ошибки и подстрахует в нужный момент. Задача профессионала смотреть на два шага вперёд и предугадывать ситуацию.