Мы привыкли к тому, что сложная спецтехника имеет, в основном, зарубежное происхождение. Но есть и приятные исключения, например, НПО «Авиатехнология», чей конек — производство наземного оборудования подготовки авиационного топлива и заправки воздушных судов. Львиную долю спецтехники они создают на шасси грузовиков Volvo.
Под крылом самолета — эксклюзив Volvo!
Текст: Александр ТРОХАЧЁВ
Фото: НПО «Авиатехнология»
Смелость города берет
В составе акционеров НПО «Авиатехнология» нет государственных и иностранных участников, но даже в условиях рецессии бизнес поступательно развивается. Нынешней весной мне посчастливилось побывать на заводе компании в Ступино и посмотреть работу эксклюзивной спецтехники в аэропорту Домодедово. Знаете, впечатлило! Захотелось получше узнать тех, кто создает аэродромные шедевры мирового уровня.
Расположенный в г. Ступино Московской области завод невелик, но эта скромность обманчива. С момента образования в 1992 г. основным направлением остается (вы только вдумайтесь!) обеспечение потребностей ракетно-космического комплекса, авиационной и энергетической промышленности в металлургических полуфабрикатах из высоколегированных жаропрочных материалов. Топливозаправщики и другую аэродромную спецтехнику «Авиатехнология» строит с 1998-го. Продукция поставляется не только в Россию, но и за рубеж, хотя в Евросоюзе работает восемь производителей авиационных топливозаправщиков, а в России — только два!
Технический директор ЗАО НПО «Авиатехнология» Сергей Генрихович Аронов объясняет выбор профиля компании просто. Во-первых, в России отсутствовало такое предприятие: единственный завод по выпуску аэродромных топливозаправщиков «Азовобщемаш» остался на территории Украины в г. Мариуполь. Во-вторых, средний возраст эксплуатируемых ТЗА превышал 20 лет, а стационарное оборудование ТЗК физически и морально устарело. Разными стали требования к обеспечению полетов авиационным топливом: самолеты советского периода и иностранные лайнеры по конструкции разные, а количество воздушных судов зарубежных марок в аэропортах России увеличилось в десятки раз.
При создании компании трое частных акционеров инвестировали в ее развитие 30 млн. евро. Тщательный подбор кадров позволил сформировать команду, способную создать конкурентоспособную продукцию. Производство начинали на арендованных площадях, а затем построили свой завод, отдав приоритет сертифицированным материалам и комплектующим только высокого качества.
Реализация проекта
Проект по выпуску аэродромных топливозаправщиков стартовал в 1998 г. Первые модели ТЗА-40, ТЗА-20 и ТЗА-20+20 на шасси КрАЗ разработали совместно с французской компанией Titan Aviation. Позже (в 2002-м) на закорки КрАЗ-7233 (8х4) поставили 30-кубовую цистерну. Но до этого, в 1999-м выпустили первый ТЗА-40 и провели комплекс испытаний и сертификации в системе гражданской авиации. В 2000-м первенец поставили ТЗК «Совэкс» в аэропорт Пулково.
В 2001-м приобрели землю и начали строить завод. Через год продукция получила одобрение Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В 2003-м ввели первую очередь завода и начали строить ТЗА-20 и ТЗА-22 на шасси КамАЗ-6520 (6×4) и ТЗА-40 на шасси КамАЗ-5460 (4х2). Через два года пустили вторую очередь: механический цех, цех изготовления цистерн и испытательный комплекс. В 2006-м начали производить ТЗА на шасси Volvo FE, а в 2009-м — на шасси Mercedes-Benz Axor 1823 (4×2). В мире разразился кризис 2008 года, когда было получено Одобрение Shell Aviation. «Авиатехнология» стала одним из двух ее европейских поставщиков наряду с немецкой компанией Esterer.
Всего за прошедший период разработано более 20 модификаций ТЗА и свыше 30 видов стационарной спецтехники. Изготовлено более 370 ед. топливозаправщиков и свыше 120 ед. модульного технологического оборудования. И успешный проект развивается дальше.
Специфика рынка
На рынке заправки воздушных судов постоянно меняются требования авиаперевозчиков. Появляются новые модификации авиалайнеров, на прежних моделях внедряются модернизированные элементы конструкции. Приходится экспериментировать, уменьшая толщину стенок топливопроводов, применять дополнительную защиту от гидроудара, повышать прочность элементов топливной системы и выбирать лучшее.
Специалистов «Авиатехнология» устраивает продуманная конструкция грузовых иномарок и, в частности, автомобилей Volvo Trucks и Mercedes-Benz, их вариативность и надежность. Постоянный контакт с сотрудниками «Volvo Trucks Россия» и «Даймлер КАМАЗ Рус» помогает добиваться снижения массы грузовиков не в ущерб прочности и сроку службы. Внутри аэродромов заводское шасси позволяет увеличивать грузоподъемность до 70% от номинала. Если штатная нагрузка на ведущую ось грузовика установлена в 13 т, то при эксплуатации на бетонке аэродрома она доходит до 20 т. Это совпадает и с допусками по автомобильной резине.
Переформатирование российского рынка прошло примерно шесть лет назад, и конкуренты не дают расслабиться: за 10 лет направление топливозаправщиков выросло вдвое. Крупные нефтяные компании обратили внимание на нового производителя, предъявляя при этом строгие требования по замене и обновлению оборудования, применению лучших материалов.
Завод идет в ногу со временем. В Ступино установлена координатная машина узкоструйной плазменной резки Messer (Германия), большие и малые гильотинные ножницы, гидравлическая профилегибочная трехвалковая машина Farina (Италия). По заказу НПО «Авиатехнология» итальянская фирма MG изготовила гидравлический четырехвалковый листогибочный пресс с длиной рабочей зоны валков 7200 мм. Немецкая автоматическая установка сварки листов встык Sheld позволяет применять плазменную сварку по технологии Keyhole. В заводских цехах стоят цифровые, синергетические, программируемые и инверторного типа аппараты аргонодуговой импульсной сварки фирмы EWM (Германия). Они обеспечивают одновременную сварку изделий с двух сторон.
На заказ немецкая фирма Shlick изготовила комплекс дробеструйной обработки из двух камер: большой для обработки деталей из конструкционных видов металла, малой для обработки деталей из коррозионностойкой стали. Комплекс очищает поверхности после сварки перед окраской или горячим цинкованием. Имеется и оснастка для обработки труб изнутри, что важно при изготовлении продуктопроводов перекачки «чистых» жидкостей, например, авиационного керосина. В отдельном цехе стоят две камеры, в каждой из которых можно окрашивать в собранном виде длиннющий ТЗА-60.
Кстати, в Ступино выпускают продукцию, отвечающую не только международным, но и более строгим отраслевым требованиям России. Например, в Европе авиационный топливозаправщик имеет допуск по температуре до 25 градусов мороза, а по стандартам РФ он должен работать и при минус 50-ти. Есть особые допуски по конструктивной прочности шасси и сочетанию шасси/ надстройка. Например, топливозаправщик должен легко преодолевать снежный накат и брустверы, оставленные снегоуборочной техникой.
Приоритет — лучшим иномаркам
В конце 90-х завод начинал с постройки авиационных топливозаправщиков на шасси грузовиков российского и украинского производства. Но опыт показал: они не обеспечивают 100-процентной готовности к применению в условиях круглогодичной эксплуатации, при безгаражном хранении, частых пусках двигателя и продолжительной работе на холостом ходу. Да и затраты были не в их пользу. Например, у ТЗА-40 на шасси Volvo FE 4х2 расход дизтоплива по сравнению с двухосным КрАЗ-5233 ниже в 1,5 раза!
Специфика аэродромного бизнеса диктует разнообразие модельного ряда. Лидером по числу заказов остается 22-кубовый заправщик на базе двухосных Volvo FM и Volvo FE. Более вместительный ТЗА-45 объемом 45 м3 идет на трех осях: двухосный тягач Volvo FM используется в сцепке с одноосным прицепом-цистерной. Автопоезд ТЗА-60 на базе Volvo FE уже четырехосный: двухосный «швед» работает в паре с двухосным полуприцепом НПО «Авиатехнология». Есть и пятиосник: трехосный АТЗ-14 на шасси Volvo FM таскает двухосный прицеп-цистерну ПЦ-15. Последний очень выгоден при комбинированном использовании «дорога + аэропорт».
Сейчас объем заказов на 2/3 состоит из одиночных топливозаправщиков Volvo FM и Volvo FE. Оставшаяся треть — двухосные тягачи для работы с полуприцепами большого заправочного объема. Заказы поступают со всей России, от Якутска до Сочи и от Калиниграда до Владивостока. Потребители ТЗА есть также на Камчатке и Сахалине. Что это, если не коммерческий успех?!
Еще в Ступино практикуется комплексный подход. Из четырех компаний такого же профиля, работающих в России, только тут замкнутый цикл, от разработки чертежей и постройки спецтехники до испытаний и передачи заказчику. Многие конкуренты полагаются на импортные надстройки и не настолько гибкие. Продукция «Авиатехнологии» рассчитана на 15 лет службы, хотя больше 10 лет никто эксплуатировать ее не собирается.
В первый год производства ТЗА на шасси иномарок завод поставлял их в аэропорты Шереметьево и Домодедово. Сегодня, оглядываясь на выбор 10-летней давности, руководство НПО «Авиатехнология» заявляет, что с выбором иномарок не прогадало. Все построенные топливозаправщики на шасси Volvo до сих пор в строю! Отсутствие простоев, минимальный объем сервисного обслуживания в нормо-часах, возможность проводить ТО без нарушения графики заправки авиалайнеров — это и есть лучший аргумент в бизнесе.
Оправданный выбор
Управляющий производством АО «Шелл и Аэрофьюэлз» в Домодедово Дмитрий Борисович Гурман говорит, что самый «возрастной» ТЗА-40 на шасси Volvo FE240 4×2 работает с августа 2008 года. До сих пор с ним не было проблем — проводится только плановое обслуживание. У трехлетних АТЗ-18+13 на шасси Volvo FE240 4х2 пробег уже свыше 100 тыс. км и наработка моточасов большая, но трудятся они как новые. На них доставляется авиакеросин из Пскова на плече в 256 км в одну сторону.
К слову, компания «Шелл и Аэрофьюэлз» была основана в августе 2001 года как альтернативный поставщик авиационного топлива в аэропорту «Домодедово». Начинала очень скромно, со штатом из пяти сотрудников в лице одного управляющего и четырех водителей-операторов. В их распоряжении было всего два спецавтомобиля производства НПО «Авиатехнология». В качестве базового шасси ТЗА-20+20 использовались КрАЗы, а первым клиентом стал швейцарский авиаперевозчик Swiss Air (позже — Swiss).
Отправной точкой знакомства с иномарками для компании стала техника Volvo Trucks: в 2008-м были куплены два Volvo FE240 4х2. Одиночные аэродромные топливозаправщики АТЗ-18 поступили в самый крупный в России аэропорт «Домодедово». Вскоре был построен двухосный тягач Volvo FE с таким же двигателем, поставленный в пару с полуприцепом-цистерной объемом 45 м3. Следом приобрели тягач Volvo FE280 под двухосный 60-кубовый полуприцеп-цистерну на сдвоенных шинах. Такой же «танкер» прицепили к тягачу Volvo FM330. Получился хороший набор спецтехники для решения различных задач.
Обычно у крыла самолета работают водитель, оператор-заправщик, авиатехник по топливу и выписывающий документы супервайзер. В «Шелл и Аэрофьюэлз» все вышеперечисленное выполняет один человек — водитель-оператор. Это позволяет оптимизировать штатное расписание и минимизировать издержки. Теперь в автопарке компании семь ТЗА: пять на базе Volvo FE240, FE280, FE320 и два на Volvo FM330. Возимый объем авиакеросина на одном транспортном средстве составляет от 18 до 60 м3. В Пулково основную нагрузку на себе несут АТЗ-18 на шасси Volvo FE280, которые применяются с прицепами-цистернами объемом 13 м3. С января 2013 года по январь 2016-го пробег каждой из этих машин превысил 100 тыс. км.
Есть и автомобили с длительным сроком эксплуатации, например, ТЗА-40 на базе Volvo FE240 4х2. Он в строю с августа 2008 года, и никаких проблем с ним не возникало. Ежегодно эксперты составляют комиссионный акт на продление эксплуатации каждого топливозаправщика сроком на один год. В компании рассчитывают, что этот Volvo FE останется в строю как минимум до 2018 года.
Пиковые нагрузки в эксплуатации АТЗ-18 на шасси Volvo FE320 приходятся на июль-август и декабрь-январь: за одну смену до 14 заправок в крыло. Водителей-операторов радует эргономика рабочего места и маневренность. По специальным нормам допустимый радиус разворота составляет 15 м, а у длиннобазного Volvo FE он меньше 12 м! С гидроусилителем руля легче маневрировать на перроне. Важна и надежность шведских машин: за все время с двигателями никаких проблем не возникало, а в трансмиссии только меняли расходники. Кстати, сервисное обслуживание выполняют специалисты дилерского центра «Вольво-Юг». Гонять технику в трак-центр не приходится — на площадях «Шелл и Аэрофьюэлз» ее обслуживает выездная бригада. Остальной уход за техникой выполняется планово, по заранее выбранным датам в арендуемом в аэропорту боксе.
Компания «Шелл и Аэрофьюэлз» выполняет доставку авиакеросина в объеме 18+13 м3 за один рейс и заправку в крыло воздушных судов. При этом два разных типа транспортных средств не требуется: с этой задачей справляется Volvo FE320 (6×2) с надстройкой объемом 18 м3. Одновременно используется «луноход»: 13-кубовая автоцистерна на шасси двухосного прицепа с правом выхода на дороги общего пользования.
Для тяжелых топливозаправщиков с объемом цистерны 45 м3 и более (до 60 м3) компания использует шасси Volvo FM. По сравнению с ТЗА-20+20 на шасси КрАЗ-65053 (6х2) с удлиненной колесной базой и прицепом расход ДТ в 1,5 раза ниже, а эффективность в 1,6 раза выше. Автопоезд на украинском шасси брал только 40 м3 авиакеросина, а сцепка со шведским грузовиком перевозит 60 м3!
На Volvo FM перевозчик выбрал коробку передач Volvo I-Shift третьего поколения. С точки зрения удобства водителя-оператора, эффективности и безопасности труда это лучшее решение. «Робот» I-Shift исключает рывки при начале движения и маневрировании на маленькой скорости, позволяя четко подъезжать в нужную точку на стоянке авиалайнера. Кабины иномарок теплые, с хорошей звукоизоляцией. В 2010-2011 гг. морозы доходили до -40 ºС, а водители ездили в футболках. Пуск в морозы не вызывает проблем, но иногда приходится крутить стартер — такова специфика системы впрыска Common Rail. Для более легкого пуска двигателя и экономии ДТ водители сделали чехлы на радиатор из огнестойкого брезента. Пока не подводил! Кстати, за 12-часовую смену водителю-оператору приходится заправлять авиакеросином три-четыре самолета, итого в месяц 16 смен и 50-60 воздушных судов.
В январе 2013 года был открыт второй филиал «Шелл и Аэрофьюэлз» в аэропорту Пулково. С двух КрАЗов парк вырос до 10 иномарок, включая семь единиц сервисной спецтехники Volvo Trucks и три АТЗ Mercedes-Benz. Штат компании и список клиентов выросли в несколько раз, а логотипы Shell и Volvo стали партнерскими для десятков международных авиакомпаний. В итоге выиграли все стороны, а для бизнеса это лучший расклад.