«А ВАС ЗДЕСЬ НЕ СТОЯЛО!»

Разноцветная вывеска «МЕГИ» в Химках, на подступах к столице, с декабря 2015 года, стоит ряд грузовиков. Здесь располагается штаб дальнобойщиков протестующих введению системы сборов «Платон»….

платон_протест_химки_008

Разноцветная вывеска «МЕГИ» в Химках, на подступах к столице, с декабря 2015 года, стоит ряд грузовиков. Здесь располагается штаб дальнобойщиков протестующих введению системы сборов «Платон». Разбиралась в истоках сложившейся ситуации корреспондент нашего сайта Лариса Золотова, она отправилась в самое сердце протеста и взяла интервью у водителей. Как далеко готовы пойти дальнобойщики отстаивая собственную позицию, — читайте ее репортаж.

Неспешно идет обстоятельный разговор в прицепе под табличкой «Штаб». На столе «Доширак», пельмени, чай, кофе. Такие разные дальнобойщики, из разных регионов, расселись на лавочках вокруг стола: рассказывают о своей работе, перечисляют доводы идущих споров с чиновниками разных уровней, а также, с коллегами.

Диалектическая история единства и борьбы госструктур и дальнобойщиков, насчитывает немало драматических страниц. С одной стороны, более двух миллионов самостоятельных, неплохо зарабатывающих собственников средств производства — лакомый кусок для налоговых и прочих органов. С другой — «ядерный электорат», во многих регионах крепкий экономический костяк, поддержка и «тыл» государства.

Поколение управленцев постарше, еще помнит опыт Польши и Италии, где водители грузовиков в отдельные исторические моменты играли весьма видную роль в социальных процессах. Так что фискальные структуры побаиваясь, подбираются «бочком, бочком» к кошелькам тракеров, периодически делая короткие, но вполне успешные вылазки.

Так, была поднята общественная дискуссия о финансовой стороне строительства и ремонта меньшей из бед России — дорог. Исходили из того, что одинаковые суммы платили как выезжающие раз в год дачники, так и утюжащие каждый день дорожное полотно, профессионалы «баранки». Придумали разумный вариант — введение акциза на топливо. Это было справедливо — чем больше ездишь, тем больше платишь. А вот транспортный налог отменить «забыли», так что ветераны, инвалиды, и дачники продолжают оплачивать годовой трафик за разовые поездки.

платон_протест_химки_020

То там, то здесь появились «пробные» проекты платных дорог, ограничения проезда в городах, требующие оформления, а скорее, покупки пропусков. Частные перевозчики постепенно легализовались — стало ясно, что рано или поздно владение коммерческим автомобилем будет привязано к определенному юридическому статусу. Одновременно ужесточалась и усложнялась вся налоговая система в целом. Теперь для сдачи отчетов не обойтись без бухгалтера.

Введение обязательных тахографов, начиная с 2013 года, уже вызвало ощутимое недовольство. Спорной была необходимость приобретать дорогие и ненадежные модели определенного типа. Вопросы вызывали и требования по нормативам режима отдыха и работы водителя, разработанные для европейских условий, и зачастую, невыполнимые в российской реальности, либо приходящие в противоречия с другими ограничениями. Все больше категорий транспорта должны быть оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС-мониторинг, не бесплатно, конечно. До поры, до времени все эти тяготы были неприятны, но не смертельны для перевозок — растущий рынок позволял поделившись со всеми желающими, все же получать прибыль.

И вот, наконец, стала появляться информация о подготовке системы «Платон», созданной «в целях обеспечения соблюдения, установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
Вот тут перевозчики стали напоминать окутанных проводами экспериментальных собачек Павлова, бегущих по бесконечной конвейерной ленте, в тщетной попытке хоть что-то заработать. Падение рынка, обесценивание рубля, санкции и антисанкции — все это привело к плачевной ситуации в экономике, а вишенкой на торте оказалась система «Платон».

платон_протест_химки_009

Первая протестная волна против «Платона» была яркой, но лишенной организованности, она мало освещалась СМИ и характеризовалась попытками «оседлать волну» со стороны некоторых лидеров, умерших в разное время профсоюзов, и политических партий. Это были «улитки», стихийные митинги у офисов «Платона», автопробеги, активность в сетевых ресурсах. Некоторые результаты стихийного этапа борьбы все же имеются.

  • Перенесены сроки вступления в силу настоящих больших тарифов
  • Достигнута договоренность о введении постоплаты с весны 2016 г.
  • Суммы штрафов уменьшены в сто раз
  • На сегодняшний день, штрафы не выставляются в связи «с перебоями в системе»
  • Вновь пошли разговоры с высоких трибун об отмене транспортного налога

Уж очень бросается в глаза наличие факта съема двух шкур с одной овцы по одному же поводу. По сравнению с «платоническими» деньгами, этот сбор не такой болезненный, но мог бы дать повод к большему психологическому комфорту автомобилистов. Но нет. Сундучок сразу захлопнулся и только прокатилось гулкое эхо «принято решение транспортный налог не отменять».
Пока жизнь с «Платоном» продолжается, вроде бы ничего страшного не происходит, вереницы фур едут по Ленинградке, и что-то не слышно, чтоб кто-то прогудел: «Привет мальчишу!» — тем нескольким бедолагам, которые третий месяц живут в сугробе, на общественные подаяния, ради блага себя и своих товарищей. Приходят и приезжают гости, привозят еду и горючее, идет сбор средств в сетях. Бывают политики, артисты, известные персоны. Идет юридическая и пиар поддержка.

Проезжающие мимо, думающие, что как-то все само, без их помощи, разрулится, должны помнить, что все хорошее в этом мире, стоит усилий. И в итоге «Платон», может обернуться всевидящим оком, безликим чудовищем, способным лишить частника доходов и имущества. Последние годы явно прослеживается тенденция на укрупнение и монополизацию бизнеса. Усиление этого процесса приведет к дальнейшему ухудшению снабжения отдаленных и труднодоступных регионов, а значит, и вымывания оттуда трудоспособного населения и превращения в заброшенную пустыню. Противостоять этим процессам можно только с участием большинства граждан страны. Наличие крепкой, сплоченной организации становится жизненно необходимой задачей, условием выживания каждого перевозчика.

И еще важный вопрос: а что же дальше? А дальше — следующий этап деятельности протестующих. Создается сеть региональных общественных профсоюзов. Состоялись собрания в десятках городов и регионов России. Полным ходом идет обучение, вырабатывается стратегия и тактика молодого движения.

платон_протест_химки_013

Слабое место любой организации — это ее лидер. Лидера можно купить, запугать, скомпрометировать. Поэтому принято решение о коллегиальном руководстве. Слишком много шишек набито в предыдущих попытках создать жизнеспособные профсоюзы. И слишком дорого обошлись ошибки. В задачи организации будет входить защита экономических, социальных, юридических прав дальнобойщиков. Информационная, техническая, юридическая помощь в любой точке страны. Участие в важных государственных решениях, касающихся каждого. На период с 20 февраля по 1 марта намечена всероссийская акция протеста, она будет заключаться в том, что все желающие присоединиться, останутся на своих стоянках.

Освоившись в спартанской обстановке дальнобойщиков начинаю задавать вопросы присутствующим:
— Представьтесь, пожалуйста!
— Меня зовут Юрий.
— Как давно Вы в профессии?
— С 1978 года.
— Какая у Вас машина?
— Вольво.
— Из какого Вы города?
— Из Санкт — Петербурга.
— Сколько машин встало на стоянке в МЕГЕ в декабре, и сколько осталось на сегодняшний день?
— Было 20 машин, осталось 13.
— Сколько времени Вы планируете стоять?
— Многие не верят, что мы стоим тут несколько месяцев, и нам никто не платит, считают, что мы проплаченные. С 20 февраля по 1 марта планируется проведение протестной компании. После ее окончания мы разъедемся по своим регионам, и продолжим работать на местах.

платон_протест_химки_017

Юрий, Санкт — Петербург

К разговору присоединяется Михаил из Нижнего Новгорода:
— Как Вы планируете организовать профсоюз, на какие средства деятельность будет вестись, какие-то взносы будете собирать?
— Пока не планируем, будем на добровольных началах пока действовать.
— Будете принимать уже имеющиеся региональные организации?
— Всех, кто захотят к нам, под наш Устав, будем принимать.
— Михаил, а юристы есть у вас, адвокаты?
— Есть, помогают нам.
— А вообще нужна такая помощь, есть случаи, когда задерживают протестующих?
— Нам помощь нужна вся!
— Где-то еще в регионах стоят дальнобойщики?
— Пытались делать такие стоянки, на второй-третий день везде разогнали, не дали встать.

платон_протест_химки_019

Алексей, Рязань

Алексей из Рязани:
— На данном этапе шансов, что отменят «Платон» мало. Если будет сильный профсоюз, нам будет легче отстаивать свои права.
— О нас очень мало информации. По телевизору нас не показывают. Три месяца назад я сам все время телевизор смотрел.

Игорь:
— Я был бы согласен заплатить за «Платон», сколько нужно — пусть 200000, 300000 рублей, но если у меня лопнет колесо по вине дорожников — пусть возместят. Сломалось топливное оборудование из-за плохого дизтоплива — опять же, чтоб можно было стребовать компенсацию! Опоздал по вашей вине на разгрузку — возместите!
— Я должен искать объезд, чтобы объехать яму — и меня же еще будут штрафовать за это!
— Пусть делают дороги, мы будем платить. За что сейчас платить? За щебенку? За рваные колеса? На некоторых дорогах машина в грязи тонет. Ни коня, ни воза, вы нам заплатите, а мы когда-нибудь может быть построим…
— Кто победит в этом противостоянии?
— Мы верим, что возобладает здравый смысл!

Уходя, не могла задать и самый главный вопрос: «Верите ли Вы в успех Вашего протеста?»
Без тени сомнения, без оглядки друг на друга, в ответ я услышала: — «А иначе, мы бы здесь не стояли!»

платон_протест_химки_012

Спасибо за беседу Игорю, Сергею, Михаилу, Юрию, Кириллу, Павлу, Алексею.
Текст и фото: Лариса Золотова

РепортажиСтатьи
лариса золотовамоскваплатонрепортажхимки

Вам будет интересно: