Мой дорогой читатель! Задумывался ли ты, какой путь проделал сахар прежде чем попасть в чашку с твоим любимым напитком? Велика вероятность, что он из Бразилии. Фактически каждая вторая тонна сахара, которая поступает на мировой рынок, произведена там.
Как делают тростниковый сахар. Фоторепортаж
БЕЛОЕ ЗОЛОТО
Текст и фото: Валерий Писанов
Сахар для Бразилии, что нефть для России. Стратегический товар — «Белое золото». Местная экономика также подвержена влиянию извне и зависит от мировых цен на сахар. Знакомая картина, не правда ли? Будучи в командировке в Бразилии, я стал свидетелем премьеры автономного грузовика Volvo VM. Это он, на заглавном фото, работает на плантации сахарного тростника. И конечно же побывал на производстве, где и происходят все метаморфозы по превращению тростника в сладкий продукт. Мой репортаж будет с небольшим автомобильным уклоном, но к этому вы уже наверно привыкли. Устраивайтесь поудобней!
Плантации принадлежат заводу, или как здесь говорят — мельнице Santa Terezinha, одной из десяти, входящей в Usaçúcar Group. Полностью бразильская компания со штаб-квартирой в городе Маринга, штат Парана. Usaçúcar один из крупнейших в Бразилии производителей и экспортеров сахара. Поставки налажены примерно в двадцать стран на четырех континентах. Основные направления: Россия, Китай, Ближний Восток и Восточная Европа. В этом году компания планирует произвести около 1,6 млн. тонн сахара, в основном ориентированного на международный рынок.
Сахарный тростник – многолетняя культура. В зависимости от качества почвы, урожай с одного посева снимают от пяти до семи раз. Бразильцам повезло с климатом и землёй, обратите внимание на цвет почвы! «Terra roxa» или «красная земля» — характерный вид почвы, который часто встречается в Южной Америке и Африке. Красный цвет обусловлен большим содержанием железа. Сама по себе почва очень питательна и плодородна. А название «terra roxa» прижилось в Бразилии благодаря итальянским иммигрантам, которые появились здесь в конце XIX в. Итальянцы называли эту почву «terra rossa», что на итальянском языке означает красная земля.
Уборка сахарного тростника происходит 24 часа в сутки, семь дней в неделю. На одном участке убрали — созревает на следующем. Как на конвейере. Перерывы в уборке случаются лишь в непогоду, при сильном дожде. Отсюда и заинтересованность у владельцев бизнеса в дополнительной автоматизации производства.
Гусеничный комбайн по уборке сахарного тростника John Deere 3520. Вид у машины довольно устрашающий. Комбайн срезает тростник под корень, отделяет листья от стеблей и режет их на мелкие части. Затем нарезанные стебли отправляются в накопительный бункер грузового автомобиля.
Впервые попробовал свежевыжатый сок сахарного тростника. С добавлением лимона, я вам скажу — это нечто! Мне даже показалось, что ничего вкусней я прежде не пил. Также попробовал на вкус очищенный от кожуры стебель, он на самом деле сладкий и сочный.
Сок для журналистов готовил импозантный дедушка. Стебель тростника необычайно питательный. В нём находится до 8—12 % клетчатки, 18—21 % сахара и 67—73 % воды, солей и белковых веществ.
Грузовики работающие под комбайном — это Volvo VM. Как правило они работают с прицепом. Данная модель продается исключительно в Бразилии и странах Латинской Америки. После загрузки они следуют на грунтовую дорогу, где их уже ожидает автопоезд, который повезет груз на мельницу по дороге общего пользования.
От дорожной версии грузовик отличается лишь широкими катками предназначенными для езды по мягкому грунту и кузовом для сбора тростника. Из интересного ещё обнаружил пластиковый бак, но они характерны для большинства бразильских грузовиков и встречаются повсеместно. Задний автомобильный номер, с уникальным электронным чипом-паспортом (левый верхний угол), в котором прошита вся информация об автомобиле. Передний номер — обыкновенный.
«Наш автопарк насчитывает 120 грузовиков Volvo, из них, непосредственно на уборке работает 25 единиц. Остальная техника — это тяжелые тягачи и грузовики обеспечения. Средняя зарплата водителя составляет около 1000 $. Ежедневно, в переработку мы отправляем до 10 тыс. тонн сахарного тростника» — говорит Директор мельницы Santa Terezinha Джулио Цезарь.
Вслед за автопоездом, мы также проследуем на мельницу. По бразильским законам максимальная масса автопоезда 74 тонны, при длине 30 м. За один рейс грузовик привозит около 60 тонн сахарного тростника. На въезде и выезде стандартная процедура взвешивания.
Бразильский автопарк — это просто кладезь для автомобильного журналиста! Такого разнообразия я не встречал даже в Китае. Позже на нашем сайте выйдет ещё один репортаж, непосредственно из транспортной компании. Еще мне удалось побывать на бразильской стоянке дальнобойщиков, было интересно.
Тростник из каждой партии забирают на анализ в заводскую лабораторию.
Здесь оценивают процентное содержание в нем сахара, клетчатки, воды, солей и белковых веществ.
Перед выгрузкой водителю приходится немного поработать кувалдой и подготовить контейнер для работы крана.
Объемы переработки реально большие. Грузовики подходили на выгрузку один за другим. Процесс выгрузки автопоезда занимает не более десяти минут. Срезанный тростник быстро теряет свои полезные свойства, поэтому время здесь — это немаловажный фактор.
Сейчас бразильская зима и температура вполне комфортная для работы, но мне сложно представить, что тут творится в разгар лета. Хотя процесс переработки в основном автоматизирован, без ручного труда не обойтись.
На мельнице в Santa Terezinha производят не только сахар, но и спирт. На данный момент производственная линия настроена в соотношении 80% сахар, 20% спирт. Все зависит от динамики цен на рынке. На то, чтобы перенастроить линию уходит 12 часов. Однако начало производства — это в любом случае жернова мельницы, которые отжимают сок из тростника.
Лица.
Ремонт оборудования происходит здесь же, собственными силами. На фото сварщик, что-то делает с барабаном мельницы.
Пройдя через мойку тростник попадает под жернова мельницы, где превращается в однородную массу, из которой отжимают сок.
В руках оператора жмых, который остается после выжимки из него сока. В среднем, из одной тонны тростника получается 100 кг сахара.
По ленте конвейера жмых отправляют на собственную электростанцию для сжигания в печах, которая находится на территории мельницы.
С десяти мельниц, Usaçúcar Group ежегодно экспортирует 310 000 МВтч/год, что эквивалентно энергии, достаточной для обеспечения освещением среднего бразильского города.
Принципиальное отличие бразильских заводов от наших — это отсутствие капитальных стен и отопления. Козырёк от солнца и дождя, местами стены из гофрированного металла.
Компьютерный центр мельницы. Оператор следит за всеми процессами производства.
В огромных емкостях идет непрерывный процесс сульфитации и очистки сока. Чтобы повысить концентрацию сахара, очищенную жидкость подвергают кипячению и доводят концентрацию до 60%.
В полученный сироп добавляют кристаллы сахарозы и выпаривают остатки жидкости доводя сироп до густой однородной массы.
По своей консистенции она напоминает мягкую карамель. Её, в свою очередь, заливают в баки похожие на барабан стиральной машины. Это высокоскоростные центрифуги, где кристаллы сахара отделяются от не кристаллизованного сиропа.
Затем конвейер вывозит из центрифуги кристаллы сахара на склад или на сушилку. На этом заводе производят натуральный, тростниковый нерафинированный сахар. Иногда его еще называют коричневым.
Существует большое количество разновидностей коричневого сахара, которые различаются между собой главным образом по количеству содержащейся патоки. Тёмный тростниковый сахар имеет более интенсивный цвет и более сильный аромат патоки, чем светлый. Производителями коричневый сахар позиционируется как элитный и дорогой, экологически чистый деликатесный продукт.
В прошлом году компания реализовала за рубежом 1,6 млн тонн сахара, что соответствует 5,5% всех экспортных продаж этого продукта в Бразилии.
Расчеты специалистов сахарного рынка показывают, что в мире ежегодно будет потребляться около 200 миллионов тонн сахара в ближайшие пять лет. Это на 20 миллионов тонн больше, чем нынешние 180 миллионов тонн. Крупнейший в мире производитель и экспортер, Бразилия желает получить большую долю этого растущего рынка. «У страны есть все необходимые условия для этого: чрезвычайно благоприятный климат, высокие технологии в этом сегменте и богатые посевные площади для расширения деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур», — утверждает Пауло Менегети, директор Usaçúcar Group, одного из крупнейших производителей и экспортеров сахара в Бразилии.