Хотел написать про автономный грузовик Volvo, но получилось какое-то погружение в сахарно-тростниковую тему, сдобренную бразильской действительностью и шведским рационализмом. Читайте наш репортаж с плантации сахарного тростника в Бразилии.
Автономный дебют Volvo VM
Текст: Валерий Писанов
Фото: автора и Volvo Group
Дни, или, если быть точным — годы, профессии водитель сочтены! Жить ей осталось недолго. По крайней мере в том виде, в котором мы привыкли её представлять. И здесь я не открою Америку, поскольку разработки самоходных машин ведутся большинством автомобильных компаний. По большому счёту — технологии уже готовы, а вопрос массового производства упирается лишь в законодательную базу. И тем интересней бразильская премьера Volvo Group, поскольку она не требует одобрения со стороны правительства.
Можно считать это хитрым маркетинговым ходом или просто удачной идеей, но шведы вспомнили, что в мире огромное количество транспортных средств работает в сельском хозяйстве и никогда не выезжает на дороги общего пользования. «Бинго!» Скорее всего именно так закричал их «главный по развитию», окидывая географическую карту взглядом викинга, готового к новым завоеваниям. Теперь уже аграрного рынка.
Почему именно Бразилия была выбрана местом для премьеры, я думаю, объяснять не надо. Страна является крупнейшим в мире производителем сахара и зерновых, мяса и этанола. С1977 года, в городе Куритиба — штат Парана, работает завод Volvo Trucks по выпуску грузовых автомобилей, автобусных шасси, кабин, двигателей и элементов трансмиссии. Южная Америка и Бразилия, в частности, представляют собой один из наиболее динамично развивающихся регионов.
Однако нельзя просто так взять и построить самоходный грузовик. Для Volvo как мне кажется, это было бы слишком банально. Разумеется, прежде всего нужен был интерес со стороны клиентов. Коммерческий автомобиль — это всегда источник прибыли. И тогда инженеры из Volvo Group отправились в пампасы, простите, на плантации, чтобы изучить проблему изнутри. И что же они там увидели? А то, что до 12% всего урожая сахарного тростника гибнет под колёсами уборочной техники. Это даже больше, чем от вредителей и погодных катаклизмов. О, как! Мириться с этим они конечно не захотели.
Здесь, уважаемый читатель, ты меня извини, поскольку без погружения в сладкую тему, ну просто не обойтись. А если ты уже подсел на ЗОЖ и смотришь на сахар как на белую смерть, то следующий абзац можешь пропустить — я не обижусь. Хотя из курса начальной химии ты же помнишь, что глюкоза обеспечивает более половины энергетических затрат организма. Главное — не переусердствовать и выбрать правильный сахар!
Сахарный тростник — многолетняя культура. И в зависимости от качества почвы, урожай с одного посева снимают от пяти до семи раз. Бразильцам повезло с климатом и землёй — такое большое аграрное Эльдорадо! Но здесь добавляется тот самый «человеческий фактор». Водители при следовании за уборочным комбайном колёсами своих грузовиков просто-напросто уничтожают часть корней тростника, способных к воспроизводству нового урожая. Только не думайте, что это преступный заговор водителей. Просто уборка идет 24 часа в сутки, а ночью не так-то легко заметить побеги скрытые под толстым слоем срезанной шелухи.
О’кей, тут есть над чем поработать, — решили специалисты из Volvo и скрылись за дверями секретных лабораторий. Им потребовалось собрать в единое целое: грузовик Volvo VM, две высокоточных GPS антенны, систему VDS (Volvo Dynamic Steering), два гироскопа и дисплей. Модель VM, кстати, продается исключительно в Бразилии и странах Латинской Америки. Как сказал вице-президент Volvo Group в Латинской Америке Гилберто Рибас, — «Это чрезвычайно инновационное решение, разработанное на основе технологий, уже существующих в Volvo Group».
В целом система работает следующим образом. После того, как цифровая карта плантации сахарного тростника вводится в бортовой компьютер, автомобиль точно определяет ряды посева и избегает уничтожения корней. Грузовик работает автономно вдоль рядов с точностью 2,5 см, что не может быть достигнуто при управлении человеком. Роль водителя заключается в том, чтобы привести автомобиль в начало ряда на плантации, а затем отвезти урожай для перевалки на автопоезд, который отправится на завод по переработке.
Премьера происходила на одной из плантаций Usaçucar Group. Только не ищите пожалуйста североамериканский след, его здесь нет. Предприятие на 100 процентов бразильское, а название произошло от слияния двух португальских слов: мельница и сахар. Usaçucar занимает третье место среди бразильских экспортёров сахара. На долю группы приходится 5,5% бразильского экспорта. Сахар Usaçucar отправляют примерно в двадцать стран на четырех континентах. Основные направления: Россия, Китай, Ближний Восток и Восточная Европа. О самом производстве мы сделаем отдельный репортаж, а сейчас продолжим…
Разработка нового грузовика велась два года и была успешно протестирована на наших глазах. Водитель, или уже теперь оператор, подводит грузовик к уборочному комбайну и активирует автопилот. На радость фотографам и журналистам со всего мира водитель демонстративно машет руками, в то время как автомобиль продолжает работать. Грузовик едет вдоль посаженных рядов, не пересекая их и сохраняя побеги для следующего урожая. Максимальное отклонение от заданной траектории — 2,5 см. Специалисты считают — это отличный результат. Потери при этом, снижаются до минимальных значений.
Еще один важный аспект, на котором мне хотелось бы заострить ваше внимание. Volvo Trucks предполагает интеграцию данной технологии не только на вновь производимые грузовики, но и на ранее выпущенную технику. И место для премьеры — выбрано не случайно, ведь на долю Бразилии приходится более 60 процентов латиноамериканского рынка тяжелых грузовиков Volvo. В 2015 году, здесь было продано около 26 тыс. грузовиков полной массой более 16 тонн. Из них, около 30 процентов работает в аграрном секторе экономики. На мой взгляд, прямое попадание в яблочко!
В грузовой автомобильной промышленности на сегодня существует два основных направления, где ведутся активные разработки. Первое, это переход от двигателя внутреннего сгорания к электромоторам, а второе — передача управления от водителя к автопилоту. И если еще пару десятилетий назад оба этих фактора были из области фантастики, то бразильская премьера Volvo Group говорит нам о том, что будущее наступило. Оно уже здесь и сейчас. Автопилот не только шагнул за пределы шоссейных дорог, он умеет гораздо больше. На очереди майнинг?