Эта необычная работёнка как-то сама нашла меня в самом начале прошлого лета. Доставила немало хлопот, стала причиной волнений и переживаний родных и близких, но, к…
Рейс на Северный Кавказ
Эта необычная работёнка как-то сама нашла меня в самом начале прошлого лета. Доставила немало хлопот, стала причиной волнений и переживаний родных и близких, но, к счастью, всё закончилось благополучно.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Итак, с чего всё началось. Одним из проектов приложения моих умственных и физических способностей является работа в частной гоночной команде. В мои обязанности входит обслуживание выездных мероприятий и доставка техники к месту гонок или шоу-программ. Для этого в нашей команде имеется достаточно богатый набор сцепок, состоящих из нескольких седельных тягачей и целого парка специализированных прицепов и полуприцепов. А ещё есть творческий коллектив механиков, которые при определённой стимуляции способны и «чёрта лысого» изготовить. Такова спортивная жизнь. Как известно, профессиональные, а тем более спортивные миры очень тесны, вот и заказала одна футбольная команда у нас полуприцеп. Да не просто полуприцеп, а специальный подиум для футболистов, чтобы могли они почивать на лаврах прямо в движении, на радость болельщикам. Вот наши мастера и взялись за работу, выбрав в качестве основного шасси стандартный бортовой полуприцеп SCHMITZ.
Когда всё было готово, нам с напарником предстояло доставить это чудо на колёсах в Махачкалу, аккурат ко дню города, на праздник в честь открытия нового стадиона. Мы зацепили к нашему новоиспеченному полуприцепу седельный тягач Volvo-«американку» модели VNL и выкатили автопоезд на солнце из сумрачного цеха. Сели невдалеке на свежую травку лётного поля тушинского аэродрома (там находится база нашей команды), и, любуясь плодом эксклюзивной ручной работы, немного загрустили. Вот почему.
ШТУРМАН НАХМУРИЛ БРОВЬ
Основных вариантов построения нашего маршрута два. Один другого лучше. Первый вариант – наиболее короткий, ведёт нас через Тамбов, Волгоград, далее через калмыцкие степи прямо на границу с республикой Дагестан. А потом до её столицы уже рукой подать. Только вот состояние дорог на протяжении всего маршрута оставляет желать лучшего, и это очень мягко говоря… Обход Волгограда сегодня также серьёзно затруднён. Второй вариант длиннее на 300 км, и проходит через все наши северокавказские регионы, но большая часть дороги пролегает по важнейшим федеральным маршрутам, а первые 1100 км до Ростова, вообще не предвещают серьёзных затруднений. Спасибо бюджету сочинской олимпиады, благо добираться туда спортсменам и гостям надо было в этом же направлении! Окончательно принимать решение мы не стали, понадеявшись на консультации коллег, регулярно работающих в этих краях, мы вырвались из Москвы в самый час-пик. Потом как-то незаметно проскочили Тульскую область и встали на ночлег уже глубокой ночью где-то в районе Ельца.
ПЛЕЧО ВТОРОГО ДНЯ
Наутро было решено использовать второй, хоть и более длительный вариант. Всё-таки лучше сделать крюк по хорошей дороге, к тому же настораживало возможное отсутствие придорожной инфраструктуры на нашем альтернативном маршруте: ночью мы с напарником, с которым работаем вместе уже почти 20 лет, предпочитаем охраняемый паркинг, нормальное питание, да и наши топливные карты иногда не так просто бывает отоварить.
Воронеж, Ростов пролетели незаметно. Затем, покинув основную трассу М4, берём направление по дороге М29 на Армавир, Невинномысск, Пятигорск, Нальчик, Беслан, Назрань, Грозный, Гудермес, Хасавюрт, и финишируем в Махачкале. Но это на третий день. Вечером второго дня останавливаемся на ночлег на самой границе Ставропольского края. Состояние покрытия на дороге М29, некоторые участки которой по местным справкам носят индекс то Е50, то Е117 вполне удовлетворительное, но с указателями просто беда. Впрочем, так как везде в России.
Интенсивность движения, после того как мы покинули федеральную М4 существенно снизилась, но это не спасло нас от необходимости выполнять довольно неприятные обгоны грузовых тихоходов. В целом, рабочий день прошёл вполне нормально. Дорожная полиция поинтересовалась нами лишь единожды, в Богучаре Воронежской области. Проверили документы и отпустили с миром.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ, НЕОДНОЗНАЧНЫЙ
Самый ответственный рабочий день нашего рейса. Нам предстояло проехать целый кластер автономных республик и вечером финишировать в Махачкале. Обязательная процедура – тотальный контроль на блокпосту «Кавказ». В целом, и сотрудники ДПС, и воины спецподразделений, охраняющих этот всё ещё пока неспокойный российский край, настроены дружелюбно. Лишь гаишный инспектор на въезде в Ингушетию, поинтересовавшись, первый ли раз мы в этих краях, и получив утвердительный ответ, сказал, что надо бы приветственный «салямчик»… Мы сделали вид, что не поняли, о чём это он, и были немедленно отпущены.
Однако, через несколько километров нас настиг уже другой наряд ДПС и очень въедливо изучал документы и нас, улыбаясь в усы и грозя пальцем. Иногда инспекторы даже пытались выдумать мнимые нарушения, но мы жёстко стояли на своём: никого не трогали, ничего не нарушали. Не обнаружив ничего противозаконного, нам пожелали счастливого пути, и сказали, что надо уважать традиции, опять загадочно улыбнувшись напоследок. И это не самая большая проблема!
Гораздо большего внимания и контроля от неместного дальнобойщика здесь, и это касается не только Ингушетии, а абсолютно всех без исключения северокавказских республик – местные манеры езды на личном легковом транспорте. Местный частный автопарк состоит здесь преимущественно из тольяттинских шедевров последних нескольких лет выпуска. Доминируют исключительно белый и чёрные цвета. Сигналы поворота игнорируются напрочь, и никто ими не пользуется, но здесь это отнюдь не признак дорожного хамства, просто «поворотники» успешно заменяет звуковой сигнал, причём зачастую штатное устройство дополнено более голосистым и властным тенором, или там, не знаю, баритоном.
Когда ты управляешь крупногабаритным автопоездом, тебя успешно обтекает со всех сторон рой белых и чёрных наглухо тонированных «калин» и «приор», которые при этом непрерывно сигналят. Сигналят друг другу, тебе, самому себе. К этому надо привыкнуть. Когда до финальной точки маршрута оставалось буквально пару десятков километров, то справа с второстепенной дороги из населённого пункта со знаковым названием Ленинкент, совершенно игнорируя ПДД, выкатилась очередная легковушка. Её водитель явно недооценил, что мощный двигатель D12 (460 л.с) нашегоVolvo VNL способен перемещать автопоезд со скоростью до 120 км/ч («Америка» же не «привязана»!!!), но он быстро осознал свою ошибку, я был готов затормозить. Столкновения не произошло, а я с годами научился быть терпеливым и невозмутимым за моим профессиональным рулём. Через несколько километров, он, обгоняя меня, опустил чёрное стекло, посигналил и извинился, и опять посигналил на прощание. Такие вот они, кавказцы…
На подъезде к городу нас встречали. О том, что такое кавказское гостеприимство, напоминать не стоит. Это не в формате нашего сайта. Теперь нам предстоял…
ПУТЬ ДОМОЙ
Вторая проблема, которой необходимо уделить внимание в этих краях – качество топлива и способ его реализации. На многих даже довольно крупных АЗС в Дагестане нет …кассового аппарата! Чек напишут вручную на «филькиной грамоте». Когда же из заправочного пистолета пойдёт заветная топливная струя, не поленитесь, оцените её визуально. Мутная жёлтая жидкость – повод отказаться от дальнейшего слива. Словом, как обычно, будьте внимательны и осторожны!
Зато какое неизгладимое впечатление на меня произвели дороги Чеченской республики!
Теперь здесь преобладают многополосные магистрали с разделительными отбойниками, освещением и множеством камер видеофиксации. Учитывая южную поросль вдоль трасс, можно вообразить, что катишься по Италии или Испании. Там, где ещё не успели завершить реконструкцию, строительство идёт полным ходом. Удивительно, но всего несколько лет назад, здесь всё было совсем иначе…
Проехав серию блокпостов и контрольных пунктов полиции, въезжаем в Ставропольский край. На контрасте понимаешь, что это та же Россия, но совсем другая, более привычная нам — жителям средней полосы. Ближе к Воронежу стало холодать, пошёл мелкий дождь, а в Подмосковье начались пробки.
Всё, мы вернулись домой.
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СОВЕТОВ ИЗ ПРАКТИКИ
Отправляясь в рейс в южные регионы России, старайтесь максимально, насколько это возможно, использовать федеральную автотрассу М4. Лишний километраж с лихвой окупится временем и комфортом движения.
Сам по себе адрес загрузки/выгрузки «Чеченская республика» у многих перевозчиков и водителей вызывает справедливые опасения, поэтому многие отказываются от рейсов в этом направлении. Как нам показалось в этой поездке, сегодня здесь — территория закона. Но никто не отменял элементарной осторожности в общении с местным населением, передвигайтесь только в светлое время суток, а ночевать лучше только на охраняемых стоянках.
Внимательно следите за качеством топлива, оно на юге традиционно низкое. Особенно внимательным надо быть зимой. В южных регионах температура редко опускается ниже нуля, и, возвращаясь домой, можно запросто замёрзнуть где-нибудь в Воронежской области.
Когда вы едете по Северному Кавказу, уважайте местный менталитет. Отсутствие культуры вождения здесь не значит низкий уровень культуры самих людей. Сдержанность и дружелюбие поможет избежать практически любых проблем.