30 апреля прошел день пожарной охраны. 369 лет назад началась история ведомства с принятия «Наказа о градском благочинии». Он устанавливал общие правила тушения пожаров в Москве: наем оплачиваемых работников, круглосуточное патрулирование города и выявление виновных в поджоге, если такое случалось. Также будет интересно проследить развитие пожарного транспорта в России.
Первые пожарные машины России: как все начиналось
Позже, уже при Николае I, патрулирование было заметно круглосуточным дежурством пожарных на каланче — высокой башне, с которой просматривался весь город и даже окрестности. Тогда же началось масштабное строительство пожарных пунктов (депо) и наем большого числа работников — дело сдвинулось, и во всех более-менее крупных городах появились свои пожарные команды. До начала XX века в качестве основной движущей силы использовали лошадей — за неимением других вариантов. И возить им приходилось немало. Позже им в помощь пришли паровые и даже электромобили, но все они имели недостатки, с которыми было сложно смириться.
С наступлением технической эры двигателей внутреннего сгорания, все радикально поменялось — в сферу тушения пожаров пришли маневренные, быстрые и недорогие машины. Одной из самых известных фирм конца позапрошлого и начала прошлого века, занимающейся пожарными машинами, была «Фрезе и К°», где в 1904 году на основе одноцилиндрового двигателя мощностью 8 л.с. был построен автомобиль, способный доставить к месту пожара команду из 10 пожарных вместе с инвентарем — в наличии было 2 лестницы, колонка гидранта и пожарные рукава длиной почти 150 метров.
В том же 1904 году на шасси от «Даймлер», петербургским обществом «Г. А. Леснер» был построен пожарный автомобиль, оснащённый цистерной, насосом, гидрантом, пожарными рукавами, и предназначенный для перевозки 14 человек.Также фирма «Г. А. Леснер» строила пожарные автомобили и для Москвы.
Но самой известной и популярной всех городах России начала XX века первой пожарной машиной стала АМО-Ф15.
Пожарный автомобиль АМО-Ф15
Несмотря на сложные послереволюционные годы, промышленность России постепенно развивалась. Советский автопром начал копировать одни из первых грузовиков со сборки итальянского автомобиля FIAT 15 Ter с правым расположением руля. Позже, внеся изменения в конструкцию автомобиля, на московском заводе АМО стали собирать АМО-Ф15 уже из российских комплектующих. Это был двухосный заднеприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны, мощность двигателя была 30 кВт. Масса самого авто составляла всего около 2 тонн, что неплохо для небольшого грузовика даже по современным меркам. Главные отличия от Фиата были, в основном, в карбюраторе, типе колес, сцеплении, а также касались небольших изменений в строении кузова (например, было увеличено подкапотное пространство и удлиннён сам капот вследствие увеличения площади радиатора). Пожарный расчет первых машин состоял из 8 человек, плюс имелась небольшая (350 литров) бочка с водой.
Автомобиль имел 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов мощностью 35 л.с. при 1400 об/мин, максимальный крутящий момент — 18,5 кг×м при 1200 об/мин. Максимальное число оборотов мотора — 1700 об/мин. Охлаждение двигателя — жидкостное, с центробежной помпой. Интересной особенностью двигателя было то, что цилиндры отливались одним блоком заодно с рубашкой охлаждения и съёмной головки не имели.
Система зажигания была обычной для того времени — магнето фирмы «Bosch», оставшаяся от Fiat, а вот карбюратор был заменен на отечественный «Зенит №42» с заменой жиклёров в зависимости от времени года. Также упростили и топливную систему, переставив 70-литровый бак на передний щит, что позволило топливу течь самостоятельно, без помощи топливного насоса. При расходе в среднем 25 литров на 100 километров такой объем позволял на одной заправке проехать почти 300 километров.
Трансмиссия также не отличалась чем-то особенным: механическая, 4-ступенчатая, «тракторного» типа — передачи переключались путём перемещения прямозубых шестерен по валу на шлицах.
На переднем мосту устанавливались односкатные колёса, на заднем — двускатные (сдвоенные). Тормоза были с механическим приводом, и на них были постоянные жалобы от водителей: чугунных колодок хватало всего на пару месяцев, а еще в самом начале производства ручной тормоз был вынесен за правый борт вместе с рычагом переключения передач. Жалобам вняли и через несколько лет рычаги управления были перенесены в кабину. Примерно к этому времени автомобиль обзавелся электрическим стартером, гудком и освещением — все питалось от 6-вольтного аккумулятора, и водители сразу невзлюбили проводку. Из-за внешнего размещения она быстро перетиралась и выходила из строя. Впрочем, при всех недостатках, машина со своей работой справлялась, к тому же максимальная скорость составляла 50 км/ч., что было неплохо для грузовика тех лет. Однако замена уже подыскивалась.
Пожарный автомобиль ПМЗ на базе ЗИС-5
С 1932 года начался выпуск ПМЗ-1 — специальной пожарной машины на основе удлиненного шасси ЗИС-11 — «трёхтонки». Также встречалась модификация ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Стандартно была рассчитана на 6 человек пожарного расчета: двое в кабине, четверо на лавке между кабиной и цистерной, либо дополнительно можно было разместить до 4 человек на огромных подножках. С 1936 года выходит вторая модификация ПМЗ-2 на базе стандартного шасси ЗИС-5.
В ПМЗ-1 и ПМЗ-2 за цистерной был установлен центробежный насос Д-20 производительностью 1400 литров в минуту, приводящийся в работу от двигателя через дополнительный карданный вал. Верх цистерны через кронштейны использовался для установки оборудования: пожарных рукавов и лестниц. Помимо заборных рукавов, у ПМЗ-2 был стендер для подключения к городскому водопроводу. Если же подключение к водопроводу отсутствовало, тогда задействовался насос — двигатель выставлялся примерно на 1500 оборотов, а учитывая его мощность, можно было использовать сразу 4 рукава. Мотор действительно был гордостью этой машины: карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый, объемом 5550 см3 и мощностью 73 л.с. он выгодно отличался на фоне АМО-Ф15.
Объемные подножки представляли собой инструментальные ящики для шанцевого инструмента. Проблесковых маячков и сирен еще не было, и пожарные оповещали округу о своем приближении установленным на машине колоколом и ярким прожектором на крыше.
После начала войны выпуск пожарных модификаций был временно приостановлен — армии грузовики были нужнее, однако городских пожаров становилось все больше, и машины пришлось вернуть в строй.
Ну а дальше произошло разделение машин по классам. Мощные ПМЗ остались в крупных городах — мощность насоса позволяла тушить высотки, а ПМГ переселились в небольшие населенные пункты, где служили верой и правдой еще не один десяток лет. С 1947 стало происходить замещение на новые ГАЗ-63, но это совсем другая история.