Специалисты экспертного центра «Движение без опасности» подготовили статью о том, что изменилось для международных перевозчиков после обязательного оснащения тахографами российских транспортных средств. Транспортники комментируют материал….
Почему в России жить «по тахографу» сложнее, чем в Европе
Специалисты экспертного центра «Движение без опасности» подготовили статью о том, что изменилось для международных перевозчиков после обязательного оснащения тахографами российских транспортных средств. Транспортники комментируют материал.
1 апреля 2014 года стало важной датой для многих российских перевозчиков: с этого дня началось поэтапное оснащение тахографами грузовых и пассажирских транспортных средств. Однако компании, которые осуществляют перевозки между странами, знакомы с контрольными устройствами давно. В Европе режимы труда и отдыха неукоснительно соблюдаются водителями с 1970-го года, когда вступило в силу Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Вступление в силу российского законодательства, регулирующего режимы труда и отдыха водителей, поставило в неловкое положение международных перевозчиков, путешествующих по европейским правилам. Теперь перевозчик обязан совместить оба графика, и в результате, его возможности по времени нахождения в движении резко уменьшаются, а время перерывов и отдыха увеличивается.
Одним из решений сложившейся ситуации могло бы стать внесение изменений в Приказ Минтранса ?15 от 20.08.04 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» и синхронизация российских требований в отношении норм рабочего времени водителей с международными.
На первый взгляд может показаться, что это невозможно сделать, не изменяя Трудовой Кодекс РФ, но это не так, поскольку международные нормы определяют исключительно пограничные значения, в рамках которых перевозчик может составлять собственный график движения, непротиворечащий требованиям Трудового Кодекса РФ.
Следует отметить, что российские перевозчики, принимающие участие в международных перевозках, являются образцом дисциплинированности и организованности на дорогах это результат многолетней практики выполнения рейсов в жестких условиях контроля со стороны западных полицейских служб. И поэтому статистика дорожно-транспортных происшествий редко касается этих водителей, их грузы доставляются по четкому графику, и им всегда рады страховые компании, поскольку не ожидают от них неприятных сюрпризов. Водители-международники давно оценили положительные стороны внедрения тахографа и соблюдения режимов труда и отдыха, они не понаслышке знают, что это защита как их интересов, так и интересов окружающих граждан.
Мы поговорили с людьми, которые работают в сфере международных перевозок и живут по тахографу давно. Представители крупных транспортных компаний рассказали о том, что нужно сделать, чтобы тахограф быстрее и легче прижился на борту транспорта в России, узнали, почему одна шестая часть суши велика для него, и как с этим быть.
Дмитрий Першин, исполнительный директор ТК «Атлант Л»
Мы занимаемся перевозкой опасных грузов, поэтому про тахографы узнали значительно раньше 1 апреля 2014 года. А Европа живет «по тахографу» уже полвека. Российский водитель, который приезжает за границу после того, как по родной земле он ехал без сна и отдыха, там моментально становится дисциплинированным и живет строго по часам. Причина этой перемены, в первую, очередь огромные штрафы, минимум 200 евро, и это сумма для физического лица, то есть, лично для водителя, а не для его руководства. Да, я считаю, что штрафы нужно повышать и в России, но, сначала необходимо провести огромную работу.
Например, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, разрабатывалось, взвешивалось и продумывалось годами, наш 15 приказ Министерства транспорта нуждается во многих доработках. Там прописаны вещи, которые российским водителям выполнять очень сложно, например, на прием пищи выделяется два часа отдельно, но водителю проще поесть во время большой остановки, чем выкроить отдельное время, найти место и для еды, и для остановки, и строго уложиться в эти 120 минут. Я считаю, что для того, чтобы обучить всех водителей грамотно пользоваться тахографами, хватит одного месяца. А вот вся остальная работа требует гораздо больше времени. Пока в России в основном проверяется просто наличие тахографа, и, кажется, только Москва проверяет еще и то, как отдыхал и трудился водитель. Но ведь сам факт наличия тахографа еще не говорит о том, что человек своевременно отдыхает и работает.
Андрей Тютченко, заместитель начальника автотранспортной службы ООО «Транстерминал»
Наша страна огромная, при наших расстояниях жить «по тахографу» очень и очень сложно. Любой водитель был бы счастлив отработать 8 часов и пойти отдыхать, но в действительности даже процесс междугородней перевозки таков, что, начав работу в 9 утра, осуществив погрузку, получив все необходимые документы, инструкции, к 18 часам вечера водитель может проехать 20 метров. В этом случае он ничего не заработает, а производство встанет. В Европе целые страны бывают такого размера, как у нас одна республика. Повышать штрафы в этом случае бесполезно, расстояния от повышения не уменьшатся, инфраструктура, необходимая водителю для отдыха, тоже не появится. Тахографам в России необходимо законодательство, которое будет учитывать все особенности географии, экономики и вообще устройства нашей страны.