Переход через Анды в Аргентину и последовавший затем высокогорный спецучасток не изменили ситуацию во всех классах гоночной техники.Седьмой этап «Калама – Сальта»; общая протяжённость –…
«Дакар-2013» день седьмой
Переход через Анды в Аргентину и последовавший затем высокогорный спецучасток не изменили ситуацию во всех классах гоночной техники.
Седьмой этап «Калама – Сальта»; общая протяжённость – 635 км, длина спецучастка – 218 км.
Подъём в Анды начался рано утром. «Место, где изобилуют куропатки» – так переводится из ныне уже исчезнувшего языка индейцев кунса (атакаменьо) название чилийского города, коммуны и провинции Калама. Когда гонщики и группы сопровождения команд покидали эту пустынную, но достаточно уютную (куропатки, где попало, жить не смогли бы) местность, перед ними открывались завораживающие пейзажи и величественные вершины самой протяжённой в мире горной цепи – южноамериканского продолжения северных Кордильер. Но особо любоваться красотами природы не приходилось: если справа от узкой дороги, петляющей по склонам горных хребтов, была крутая скала, то слева обязательно пропасть. Или наоборот. И так до высоты 4795 метров над уровнем моря (рекорд пяти латиноамериканских «Дакаров»!) и далее спуск до отметки 3400 метров, к месту старта, низшей точке спецучастка. Далее – снова подъём до 4000 метров.
«Горы ошибок не прощают». Такой лейтмотив гоночного дня звучал впервые в заокеанской истории ралли-рейда. В предыдущие годы допы высокогорных этапов приходилось отменять по погодным условиям: то туман, то гололёд. В этом году даже на максимально допустимых для автомобильных и мотоциклетных моторов высотах температура доходит до +15 градусов. Тем не менее, это серьёзное испытание для двигателей: несмотря на нехватку их мощности в разреженном воздухе высокогорья, нужно поддерживать высокую скорость. И это на фоне уже накопившейся усталости гонщиков и экипажей. Слава Богу, первый блин вышел не комом. И главное – обошлось без трагедий на горных серпантинах.
При весьма ограниченных возможностях обгона гонка на спецучастке могла превратиться в «трамвайную». Чтобы как-то попытаться расширить возможности участников, экипажам лидирующей десятки внедорожников старт давался через три минуты. Но грузовиков не затронуло даже это скромное послабление, поскольку ни один из них пока ещё не попадает даже в число первых 15 в абсолютном зачёте.
Экзотический переход через Анды мог бы стать запоминающимся на всю жизнь событием для любого туриста. Но для ралли-рейда «Дакар» – это весьма хлопотная массовая переброска каравана (в этом году даже дважды!) и отнюдь не лишний день, потерянный на гонку, ничего, по сути, не меняющий в турнирном плане. Да ещё с риском для здоровья людей. Доставка техники и людей за океан из Европы и обратно превращает это действо в соревнование денежных мешков.
Это, пожалуй, самые серьёзные недостатки южноамериканского ралли. А отсутствие по-настоящему марафонских этапов при «нашпигованности» некоторых из них всевозможными искусственными трудностями и сюрпризами просто выхолащивает саму суть «старого «Дакара». Роль тактики, командной борьбы и человеческого фактора, главных составляющих зрительского интереса к «Дакару», как к спортивному состязанию, сведена к минимуму. Не зря многие бывалые асы уже не скрывают того, что они сильно соскучились по родной для них Африке. Недоумевают от происходящего даже молодые, никогда не видевшие просторов «чёрного континента»: какова всё-таки конечная цель масштабного мероприятия?
Мало кому удалось «сойти с колеи» в горах, чтобы хоть как-то ускориться и кого-то обогнать. Все, кто не испытал технических проблем, опять ничего не приобрели и ничего не потеряли. В классе мотоциклов во временном отрезке пять минут уместились результаты первых одиннадцати финишировавших. У квадроциклистов только шесть гонщиков на минуту-другую «оторвались» от пелатона. Но их и на старте ралли было только 38, а сейчас и вовсе осталось чуть более двух десятков. Экипажей внедорожников – пока более ста, грузовиков – свыше шестидесяти. Но и здесь картина та же: соответственно, 9 и 7 экипажей – в пяти минутном интервале. Только у экипажа Айрата Мардеева случилась остановка, из-за чего камазовцы уступили свою третью позицию в общем зачёте чехам во главе с Мартином Коломы (Tatra) – самому стабильному пока экипажу в классе грузовиков. И, кстати, ещё ни разу ни входившему в первую тройку на этапах. Остальные экипажи ехали в привычном темпе и сохранили свои места.
Аргентинский город Сальта, где завершился этап, – ровня Набережным Челнам по числу проживающих: те же полмиллиона с гаком живых душ. В отличие от российского труженика-автограда, он считается курортным. Здесь было устроено два бивуака для прибывшего каравана ралли: отдельно для мотоциклистов-квадроциклистов и экипажей более тяжёлой четырёхколёсной техники. Чтобы организовать так называемые «закрытые парки» – как и ранее, бессмысленные и беспощадные. Ночные механики туда не допускаются, только сами гонщики и боевые экипажи. Значит, завтра стартовавшие позднее, имеющие технические проблемы или прибывшие на бивуак с опозданием сядут за руль, не выспавшись…
Но гонка продолжается и будет идти до Сантьяго при всех его плюсах и минусах. Взялся за гуж, … тяни свою лямку до конца. Завтра несколько поредевший караван ралли направится из Сальты на промежуточную стоянку в выходной день 13 января – в город Сан-Мигель де Тукуман. Спецучасток для грузовиков – опять особый: всего 155 км, но зато по камням. В пески на второй половине допа тяжёлую технику (и только её) решили не допустить.